Анализ учебно-методической работы ШМО учителей начальных классов за 2021 – 2022 учебный год.

Тема школы:
«Совершенствование подходов к анализу достижений участников педагогического процесса в условиях внедрения билингвального образования».

Работа МО учителей начальных классов в 2021 -2022 г. была направлена на решение методической темы:          «Совершенствование педагогического мастерства учителя и повышение ЗУН учащихся начальной школы в условиях внедрения билингвального образования путём использования новых образовательных технологий».

Цель:

Создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов; для активизации познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путем повышения эффективности педагогического процесса.

Для решения этой проблемы был определен следующий круг задач:

  1. Повышать качество обучения младших школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих эффективное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, создание ситуации успеха для каждого ученика.
  2. Совершенствование умения педагогов в формировании УУД в учебной и внеурочной деятельности, прививая младшим школьникам навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
  3. Мотивировать включение педагога в новые виды профессиональной деятельности, в том числе и в здоровье — сберегающую деятельность.
  4. Стремиться учителю к повышению своего мастерства; работать над повышением своей квалификации, внедряя образовательные технологии, направленные на развитие познавательной и творческой деятельности школьника.
  5. Обеспечить организационно-методические условия для формирования ключевых компетентностей у младших школьников.

Ожидаемые результаты работы:

—  рост качества знаний обучающихся;
— овладение учителями начальной школы системой преподавания предметов в   соответствии с новыми стандартами обучения;
— создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед МО:

  1. Активное участие в тематических педагогических советах.
  2. Открытые уроки и их анализ.
  3. Взаимопосещение и анализ уроков.
  4. Открытые внеклассные мероприятия и классные часы.

Главными направлениями МО учителей начальных классов в работе над методической темой школы стали:

  1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
  2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому

языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня и обученности и качества знаний по этим работам.

З. Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания, изучение

передового педагогического опыта:

  • взаимопосещение уроков с целью совершенствования аналитической деятельности учителей;
  • создание передового педагогического опыта;
    • организация круглых столов по обмену опытом;
  1. Работа с одарёнными учащимися:
  • участие в олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок» и по математике «Кенгуру»;
  • участие школьников в районной олимпиаде;
  • организация кружковых занятий с учащимися;
  1. Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса и материальной

базы кабинетов; использование ресурсов Интернета.

  1. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в декаде.)

В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа.  Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли перед педагогическим коллективом всей нашей школы в прошедшем учебном году. Некоторые из них остаются основополагающими и на следующий учебный год: обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе из детского сада в начальную школу и со ступени начального общего образования на основную.

Анализ уровня кадрового потенциала

Также в соответствии с методическими темами были выбраны темы для

     самообразования учителей М/О:

  1. Садыкова С. Э. — «Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний у учащихся с внедрением билингвального образования».
  2. Вислевская Н. В. — «Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов с внедрением билингвального образования».
  3. Кононенко И. С. — «Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условия развития их творческих способностей с внедрением билингвального образования».
  4. Маховская В. А. — «Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока с внедрением билингвального образования».
  5. Богданова С.Н. — «Развитие устной речи учащихся при опоре на творческие способности с внедрением билингвального образования».
  6. Смирнова М.С. — «Использование дидактических игр на уроках письма с внедрением билингвального образования».
  7. Цыкина Л.П. — «Тестирование как средство организации контроля в начальной школе с внедрением билингвального образования».
  8. Суванбекова А. М. — «Использование информационных технологий в начальной школе с внедрением билингвального образования».
  9. Салыкова А.С. — «Проектно — исследовательская деятельность на уроках в начальных классах с внедрением билингвального образования с внедрением билингвального образования».
  10. Смирнова А. А. — «Использование мультимедийных дидактических средств на уроках математики с внедрением билингвального образования».
  11. Мансурова Г.А. — «Формирование навыков устного счёта путём применения интерактивных методов с внедрением билингвального образования».
  12. Абдраева А. Д. – «Использование информационных технологий в начальной школе с внедрением билингвального образования».
  13. Карабаева Н. Д. – «Развитие устной речи учащихся при опоре на творческие способности с внедрением билингвального образования».

В 2021 — 2022 учебном году было проведено 5 заседаний МО, на которых рассматривались целесообразность и эффективность методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования. Знакомились с новыми технологиями обучения, ставились вопросы, связанные с самообразованием, так как это одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. На заседаниях МО рассматривались вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе.

На заседаниях МО был отмечен положительный опыт работы учителей.

В рамках программы «Окуу керемет!» завершили курс обучения по дифференцированному и интегрированному обучению чтении и письма следующие учителя:

  1. Абдраева А. Д.
  2. Смирнова М. С.
  3. Салыкова А. С.
  4. Купуева А. М.
  5. Вислевская Н. В.
  6. Маховская В. А.
  7. Кононенко И. С.

По завершающему 5 модулю «Повседневное письмо в начальной школе» провели открытые уроки:

На уроках использовали разные способы интеграции повседневного письма на уроках чтения. Применяли разные стратегии повседневного письма.

С 20 января 2022 года по программе «Окуу керемет!» начали изучение следующего курса – математики. Все учителя сдали итоговые тесты по 1, 2 и 3 модулям, провели открытые уроки:

Свое творческое мастерство преподаватели МО повышали через творческие мастерские и мастер-классы. Уроки подготавливались учителями по интересующему предмету, затем происходило обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителем, фиксировались всеми преподавателями и брались на заметку. В этом учебном году открытые уроки проводились в рамках школы.

Были переработаны и разработаны новые дидактические материалы, тесты по русскому языку (чтению) и родиноведению, направленные на уровневую дифференциацию опроса учащихся.

Творческий потенциал неурочной деятельности по предметам успешно реализуется в таких формах, как творческие соревнования, конкурсы, праздники. По традиции в начальных классах прошли Неделя начальных классов «Парад наук». Учителя 1-4 классов готовили открытые уроки и внеклассные мероприятия. Принцип проведения предметных недель – каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности.

Мероприятия в начальной школе проводились с учетом возрастных особенностей учащихся. Данная форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, активирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности детей. Предметные недели прошли в атмосфере творчества, сотрудничества и показали высокую результативность работы начальных классов. Мероприятия проводились по плану, подготовлены добросовестно. Дети принимали активное участие, проявляли большой интерес и самостоятельность. Широко применялся наглядный и дополнительный материал, ИКТ, связь с библиотекой.

В ходе проведения предметных недель учащихся начальных классов узнали много нового и интересного, получили возможность продемонстрировать не только овладение программным материалам, но и умение применять сои знания при выполнении нестандартных заданий.

Внеурочная деятельность в 1-4 классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, обще-интеллектуальное, общекультурное, художественно-эстетическое, социальное.

Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, дети не только проявляют сои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботится о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Классные руководители 1-4 классов в течении года проводили мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности  универсальных учебных действий у младших школьников. Данные полученные в ходе мониторинга, используется для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Учителя не останавливаются в поисках оптимальных методик для успешного обучения учащихся, понимая, что необходимо заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а вовлекать учащихся в поисковою деятельность. Они постоянно находятся в творческом поиске, повышают сою квалификацию через открытые уроки, внеклассные мероприятия.

Работая в этом направлении, учителя обращали внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывали психологические особенности обучающихся, обращали особое внимание на работу по схеме «учитель – ученик» в свете решения конфликтных ситуаций и создания благоприятных условий для обеих сторон. Учителя старались применять на уроках дифференцированный подход к каждому ученику, изучали методы проведения современного урока, посещали городские и районные семинары.

повышения интереса к школьным предметам, мотивации обучающихся к изучению дисциплин с 18 по 29 ноября 2021 г. в ШГ №63 имени Ч. Айтматова была проведена декада начальной школы на тему: «Нравственное и духовное воспитание учеников начальной школы на афоризмах Ч. Айтматова». Основная цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

При проведении открытых уроков и мероприятий учителя продемонстрировали свое мастерство и профессионализм, старались повысить мотивацию обучающихся к изучению предметных наук.  При этом за основу было взято не только творчество учителя, но и творчество обучающихся.

Принцип проведения декады — каждый ребенок является активным участником всех событий декады. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, петь, декламировать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывая их, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.

Согласно составленному плану, в первый день 18 октября была проведена открытие декады, на которой все участники были познакомлены с планом работы.

В день открытия декады было проведено мероприятие «Кухни мира» которую организовали учителя четвертых классов. В мероприятии принимали участие 6 команд, которые представили лучшие рецепты русской, азербайджанской, корейской, турецкой, и узбекской кухонь. Дети рассказывали о стране, традициях, культуре, кухни в частности приготовлении самых вкусных и изысканных блюд, а также постарались погрузить гостей в атмосферу и культуру данного государства.

 

 

 

21 октября прошла выставка поделок из природного материала на тему «Осень в нашем краю», в которой приняли участие дети и родители.

Целью выставки стало вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, развитие художественно-эстетического восприятия, а также приобщение детей к природе, накопление знаний об окружающем мире, развитие их творческих способностей.

В своих работах участники использовали разные природные материалы – шишки, желуди, листья, сухоцветы, веточки, овощи, фрукты, ягоды. На выставке были представлены лесные композиции, осенние сказки, игровые ситуации, игрушки. В каждой работе прослеживалась творческая индивидуальность и фантазия каждого ребенка. Все работы оригинальны, неповторимы и интересны.

Участие семей в конкурсах поделок из природного материала обогащает семейный досуг, и объединяет детей и взрослых в общих делах. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любви к родному краю, окружающей нас природе. Занимаясь с ребёнком изготовлением поделок, взрослый оказывает огромное влияние на гармоничное развитие его личности, к тому же время, проведенное вместе с родителями, бесценно!

22 октября Абдраева А. Д. провела классный час во 2 Д классе на тему: «Моя малая Родина» (по воспоминаниям Ч. Айтматова о жизни в аиле Шекер).
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении всего внеклассного занятия.

Адиля Долосбековна использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», дети рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины по воспоминаниям великого писателя Чингиза Айтматова.

26 октября Смирнова М. С. и Кононенко И. С. провели интегрированный урок чтения на тему: «Нравственное и духовное воспитание учеников начальной школы на афоризмах Ч. Айтматова» между 3 Е и 4 А классами.

В начале урока для решения познавательных и регулятивных задач, поставленных на урок учителя задавали вопросы по обобщению и систематизации имеющейся у ребят информации о прочитанных афоризмах с цитированием наиболее ярких афоризмах. Данный вид работы позволил ребятам включиться в урок наиболее полно осознать тему урока. На данном этапе большая часть детей стремилась ответить, вступить в диалог, продемонстрировать свои знания, поделиться впечатлением о прочитанном.

На стадии групповой работы и работы в парах использовалась технология сотрудничества, проблемная технология, технология развития творческого мышления. Дети распределяли задания, учились договариваться, уступать друг другу, слушать друг друга, приходить к общему решению, а также учились оценивать и анализировать свою работу и работу одноклассников. При этом поддерживался командный дух наблюдалось стремление детей как можно лучше выполнить работу. На заключительном этапе урока дети представляли результат своей творческой работы, что являлось краткосрочным мини–проектом.

28 октября Цыкина Л. П. провела открытый урок в 3 В классе по предмету родиноведение на тему «Берегите воду!». Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения нового материала. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке Людмила Петровна использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы. На уроке использовались различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.

Были актуализированы знания учащихся, с целью восстановить знания, а также наладить контакт с детьми. В начале урока была создана проблемная ситуация с детьми, способствующая определению темы урока и цели урока. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована мультимедийная презентация, как средство наглядности.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

Также 28 октября одна из молодых специалистов Смирнова А. А. провела открытый урок на тему «Сюжетные линии в произведениях Ч. Т. Айтматова». Урок проходил в форме командной игры, где ребята показали великолепные знания в области литературы. Один вид задания сменялся другим, что позволило сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Хочется отметить, что несмотря на небольшой опыт работы Анна Александровна  на протяжении всего урока смогла показать высокий уровень активности обучающихся, дети показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя.

Декада завершилось 29 октября внеклассным мероприятием «Посвящение в гимназисты», которую подготовили классные руководители первых классов. На мероприятии можно было убедиться, что за  месяц обучения ребят в начальной школе они многому научились, многое узнали. Ведь ГИМНАЗИСТ – это гордое звание, которое могут носить только воспитанные, умные, внимательные ученики.

Ученики в игровой форме рассказывали о первых традициях Гимназии, предложили пройти несложные испытания и в самом конце после Клятвы Гимназиста – вручили удостоверения (сертификаты) с эмблемой и символикой Гимназии, а также подарки. Первое значимое мероприятие в жизни первоклассников прошло успешно. Теперь они не просто школьниками, а настоящие гимназисты!

29 октября  были подведены итоги и отмечены победители и активные участники мероприятий.   Они были отмечены грамотами.

Методическая декада позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.  Учителя  в ходе декады  проявили свои организаторские способности, постарались создать праздничную творческую атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания  по предметам, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов. Можно  сказать, что декада прошла  в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов.

Такая работа даёт большой эмоциональный заряд, надолго запоминается детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.

Особенно хотелось бы отметить, что учителя начальной школы в течение года с учетом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия, как с одаренными, так и с слабоуспевающими учащимися:

— Индивидуальная работа;
— Помощь в выполнении домашнего задания;
— Проведение консультаций по всем вопросам в любое время;
— Привлечение обучающихся к творческим работам;
— Подготовка к контрольным и самостоятельным работам, тестам;

Учителям удалось добиться создания комфортного психологического климата в классах, повысить учебную мотивацию слабоуспевающих и уровень подготовки одаренных обучающихся, что отразилось в повышении качества знаний по предметам в течение года.

При проведении уроков и мероприятий основное внимание учителей МО было

  1. Привлечение как можно большего количества обучающихся к активной деятельности;
  2. Использование активных демонстраций умений учащихся по предметам;
  3. Обязательное поощрение обучающихся за достигнутые успехи по предметам.

А также учителями был организован и проведен конкурс чтецов на тему «Моя Родина – Кыргызстан!»

Все учителя ежегодно пополняют свою копилку дидактического материала и тестов, используют технические средства и наглядные пособия современного уровня для большей заинтересованности обучающихся.

 

Выводы, цели, задачи и направления работы на следующий учебный год

Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Поставленные задачи на 2021-2022 учебный год были выполнены.

Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, декады начальных классов   педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

— некоторые педагоги не вовремя заполняют классный журнал, не всегда соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей;
— учителям выпускных классов необходимо совершенствовать формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам, систематически готовить учеников к ВПР.

              Программный материал учителями начальной школы выполнен. Отставания были ликвидированы за счет резервных уроков, объединения тем.

В 2022- 2023 учебном году МО учителей начальных классов планирует продолжить изучение новых программ и технологий и внедрение их в работу, продолжить работу по проведению олимпиад, предметных недель, запланировать открытые уроки и внеклассные мероприятия. Особое внимание уделить подготовке учеников 4 классов к выполнению ВПР.

 

Предложения:

Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий.

 

                                                                               Руководитель ШМО: Салыкова А. С.