Анализ учебно-методической работы начальной школы Школы-Гимназии №63 им. Ч.Т. Айтматова за 2021–2022 учебный год

В 2021-2022 учебном году перед педагогами начальной школы стояла цель: «Совершенствование подходов к анализу достижений участников педагогического процесса в условиях внедрения билингвального образования»

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

       Для успешной реализации целей и задач образования детей младшего школьного возраста наша гимназия продолжает использовать возможности предметного обучения в начальной школе. Педагогический коллектив школы уверен, что предметное обучение в начальной школе эффективно и действительно соответствует современным образовательным стандартам. Это определенный уровень психолого-педагогической культуры коллектива школы. Прежде всего, это: — единое понимание целей, задач, подходов, методологии обучения, форм и способов взаимодействия с обучающимися, с родителями и педагогами;

— общие, совместно разработанные способы оценивания достижений, обучающихся;
— наличие действительно глубоких знаний по преподаваемому предмету наряду с квалификацией «учитель начальных классов»;
— наличие системы воспитательной работы, которая, по сути является фундаментом предметного обучения в начальной школе.

Информационная справка
Жизнь и цифры  ШГ № 63 им.Ч.Айтматова

                  В начальной школе обучалось 859 учащихся, за год прибыло    105  учеников, выбыло   94  , учебный год закончили    859    учащихся. В истекшем учебном году был скомплектовано 24 класса, из них 1-ых – шесть классов, 2-ых – шесть классов, 3-х — шесть классов, 4-ых – шесть классов.

Численность учащихся (по классам) в сравнении с предыдущими годами

                  Образовательный процесс осуществляли 26 педагога: 14 учителей начальных классов, 6 филологов кыргызского языка, 2 учителя английского языка, 2 учителя физвоспитания, 1 учитель музыки, 1 психолог.

Педагогический коллектив учителей начальной школы по уровню профессионализма и квалификации имеет высокий педагогический потенциал. Из 13 педагогов начальной школы 11 учителей (85%) имеют высшее образование, 2 педагог (15%) – среде-специальное образование. Награждены званием «Отличник народного образования образования» — 1 человека –Цыкина Л.П. По стажу педагогической работы (из 13 педагогов): молодые специалисты от 1 до 8 лет -3 чел., от 8 до 13 лет — 2 чел., от 13 до 40 лет – 8 чел.

                                                                   

В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки (взаимопосещения уроков, совместная разработка уроков, праздников, школьных олимпиад и конкурсов). Учителя начальной школы постоянно повышают уровень квалификации и используют на практике все методы и приемы по повышению качества образования.
В 2021-2022 учебном году все учителя начальной школы активно посещали семинар – тренинг по проекту «Окуу керемет». Семинары для молодого учителя в течении года посещала Купуева А.М.
В 2021-2022 учебном году педагогический коллектив начальной школы продолжал работу над методической темой: «Совершенствование подходов к анализу достижений участников педагогического процесса в условиях внедрения билингвального образования».
Цель методической работы:  повышения качества знаний учащихся через внедрения современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций ученика в рамках нового поколения, повышения компетентности учителей начальных классов.
Программное обеспечение и методическая база начальной школы способствуют успешному преподаванию. Ежегодно пополняются новинками:

  • видеотека по чтению и родиноведению;
  • компьютерные диски с учебными программами, демонстрационным, занимательным материалом по предметам;
  • аудиотека с литературными произведениями, изучаемыми в начальной школе;

Коллектив учителей начальной школы работает творчески: ведется работа по разработке тестовых и конкурсных заданий, праздников круглый год.
С целью ориентирования на целесообразную деятельность учеников начальной школы, повышению качества их знаний, интереса к учебе, развитию уверенности в своих силах в процесс обучения  систематически внедряются  мультимедийные технологии. Учителями  создаются  презентации  к  урокам. ИТК  придают  яркость урокам,  ведь через наглядность  ребенок лучше познает данный материал.
В методкабинете создана накопительная папка для сбора дидактического и методического материала, разработок открытых уроков и конспектов воспитательных мероприятий, докладов, презентаций из опыта работы и т.д.

Информация об уровне обученности учащихся начальной школы
и результаты работы учителей начальных классов

             Учителя начальных классов, объединены в методическое объединение, целью которого является изучение новых педагогических технологий, обмен опытом, включающий полную рефлексию, то есть анализ своих удач и затруднений. Основой для выявления таких моментов служат наблюдение, мониторинговые исследования качества знаний учащихся. Учителя начальных классов постоянно работают над повышением своего методического мастерства в целях создания условий развития познавательных интересов учащихся. Основной целью педагогов является создание мотивационной среды для максимальной реализации личности учащегося в рамках образовательного процесса.
Итоги этой работы проследим на основе мониторинговых исследований за последние три года. Итоги 2021–2022 учебного года в целом удовлетворительные: успеваемость составила 100%, при качестве   62  %. Из таблицы сравнительного анализа успеваемости и качества знаний учащихся видно, что по сравнению с прошлогодними результатами успеваемость стабильная, качество знаний понизилось на 12  %.  Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) были  проведены административные контрольные работы и проверка техники чтения.  В 4 классах проводилась Городская проверочная работа  за курс начальной школы.

Таблица сравнительного анализа качества знаний и успеваемости
за 3 года, 2-4 классы

Сравнительная таблица отличников и ударников
за 3 года, 2-4 классы

Сводная таблица оценок за 2021-2022 учебный год

Качество знаний за 2021-2022 учебный год по четвертям, 2-4 классы

В течение года классы начальной школы находились на контроле сформированности ЗУН по основным предметам- математика, русский язык, чтение, что отражено в сравнительной таблице по четвертям.

Математика

Русский язык

Чтение

Все классы начальной школы подтвердили хорошие знания. Повышение качества обученности отмечается в 4Б классе на 6,4%– учитель Маховская В.А. Понижение качество знаний в 4Д классе- на 13% по сравнению с прошлым учебным годом, учитель Абдраева А.Д., с изменением программного материала в соответствии с предметным стандартом, а также с прибытием слабоуспевающих учащихся в данные классы в течение учебного года.

Таблица сравнительного анализа качества знаний за 2 года, 3 –4 классы

Рассмотрим результаты успеваемости, качества знаний по каждому классу в отдельности:

В течении учебных четвертей 2021-2022 учебного года прослеживается нестабильное качество в 4 е классе – учитель Карабаева НД., стабильность сохраняется в 3 а, 3б, 3в,4А, 4Г классах. Повышение качества знаний по сравнению с началом учебного наблюдается в 2б классе – учитель Смирнова А.А., 3д классе – учитель Мансурова Г.А. Для более глубокого анализа рассмотрим результаты по параллелям

Сравнительная таблица качества знаний и успеваемости
по параллелям за 2021– 2022 учебный год

Сравнительная таблица качества знаний и успеваемости по параллелям показывает: повышение качества знаний во 2-х классах на 4%, в 3-ых классах на 8%, в 4-ых классах повысилось качество знаний на 4%.  Данный педагогический мониторинг оказывает большую помощь в совместной аналитической деятельности с учителями начальной школы, развивает прогностические умения совершенствовать качество образования учащихся. Внедрение в учебную практику педагогического мониторинга позволило учителям увидеть динамику учебного процесса, работать над повышением результативности учебной деятельности.

Анализ результатов выполнения городской контрольной работы
по математике учащимися 4 классов  ШГ №63 им.Ч.Айтматова
за 2021-2022 учебный год

                    Особое внимание заслуживают выпускные четвертые классы. В 4 классах обучались 198 учащихся на конец года. Обучение всех учащихся в выпускных классах проводилось следующими учителями: 4А класс –Смирнова М.С., 4Б класс –Маховская В.А., 4В класс –Вислевская Н.В.,  4Г класс- Садыкова С.Э., 4 Д –Абдраева А.Д.., 4 Е- Карабаева Н.Д.
Контроль качества осуществлялся на основе анализа результатов итоговой контрольной работы по предметам «Русский язык», «Математика» за 2021-2022 учебный год.

Учебник:М.И.Моро
Учителя : Смирнова М.С., Маховская В.А.,Вислевская Н.В.,Садыкова С.Э.,Абдраева А.Д.,  Карабаева Н.Д.

Выводы и рекомендации:

Проведённая контрольная работа показала, что с работой справились 88% учащихся. Качество выполнения работы – 66%.
Большинство тем по математике учащимися четвёртых классов усвоено хорошо. Лучшие результаты показали учащиеся 4-б класса – 91% учеников этого класса  справились с работой, и показали высокий уровень  качества знаний (70%). Много детей, не справившихся с работой, в 4-д классе – 84% успеваемости, показав средний уровень качества знаний (59%). Остальные классы показали хорошие результаты: от 80% до 90% успеваемости, качество знаний от 56% до 76%.
Контрольная работа включала в себя задание, проверяющее у выпускников начальной школы сформированность умения решать текстовые задачи. Результаты работ показали, что 33% учащихся затрудняются решать задачи арифметическим способом. Из них 22% не выделяют структурно первое и последующие действия, не выстраивают внутренний план действий, а 11% делают вычислительные ошибки при решении задачи. Не все учащиеся, выполнявшие данное задание, смогли довести его до конца. Это свидетельствует о том, что у учащихся не сформировано умение воспринимать информацию, заданную в виде текста, нет навыка работы с долями.
Из таблицы следует, что затруднения некоторых учащихся были связаны с тем, что они не освоили умение выполнять арифметические действия (сложение-11%, вычитание-15%, умножение-15%, деление-19% многозначных чисел) в столбик. Трудности у учащихся составляет также тема «Вычисления значения числового выражения со скобками» и «Установление правильного порядка выполнения действий в числовом выражении со скобками» — 13%.
По данным таблицы, можно сделать вывод, что большинство ребят освоило умение решать уравнения с преобразованием сложного в простое.
Большинство учащихся освоило пропедевтический курс геометрии. 61%  учащихся смогли вычислить сторону квадрата по его периметру, 88% — смогли определить формулу для вычисления площади квадрата.

  1. Зав.кафедрой математики Абдулаеву Е.У., которая будет работать с учащимися 5-х классов, изучить результаты выполнения контрольных работ, с учётом допущенных ошибок спланировать повторение материала для ликвидации пробелов в знаниях учащихся и индивидуальную работу с учащимися, для лучшей адаптации учащихся в новых условиях.
  2. Руководителю ШМО Салыковой А.С. взять под контроль преподавание уроков математики у учителей-предметников 4-х классов

Анализ результатов выполнения городской контрольной работы
по русскому языку учащимися 4 классов ШГ № 63 им. Ч.Айтматова
за 2020-2021 учебный год

          Учебник: Т.Г. Рамзаева
Учителя:  Смирнова М.С., Маховская В.А.,Вислевская Н.В.,Садыкова С.Э.,Абдраева А.Д., Карабаева Н.Д.

Выводы и рекомендации:

Анализ контрольной работы позволил установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины, позволил выявить положительный опыт и определить круг нерешенных проблем.
На срезе знаний в 4-х классах присутствовало 178 учащихся из198.
Средний процент качества и успеваемости по диктанту  – 83% .
По грамматическому заданию – 91%
Диктант на «5» написали 48 человек (26%), на «4» — 66 человек (37%), на «3» — 41 человек (23%), на «2» — 25 человека (14%).
Анализ контрольной работы  показал следующие типичные ошибки учащихся:

Достаточно распространенные ошибки в  диктанте:

Грамматическое задание сделали на «5» — 46 человека (25%), на «4» — 78 человека (43%), на «3» — 40 человек (23%),  на «2» — 15 человека (8%).

Большее ошибок было допущено в разборе слова по составу – 49 человек (27%),

Разбор по членам предложения  – 39 человек (21%). Причиной большого количества ошибок явилось плохое усвоение учащимися выше перечисленных тем, также недостаточное внимание к звукобуквенному анализу. Это привело к неумению слушать и произносить слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, поэтому допущены были такие ошибки как пропуск, замена, перестановка букв, а также ошибки в правописании безударных гласных.

Из этого следует, что всем учителям необходимо на каждом уроке уделять больше внимания прописыванию отдельных слов, закреплению словарных слов  и целых предложений для развития слухового восприятия. Систематически  использовать наглядный  материал (картинки, карточки, презентации, и т.д.) для лучшего восприятия изучаемых тем.

Анализ итогов 2021-2022 учебного года

Общее качество успеваемости составило  62% процент успеваемости – 100%.

Основные показатели:

                        Отличников – 152 чел.

  • во 2-х классах – 70 чел.
  • в 3-х классах – 44 чел.
  • в 4-х классах – 38 чел.

                        Ударников – 248 чел.

  • во 2-х классах – 78 чел.
  • в 3-х классах – 104 чел.
  • в 4-х классах – 66 чел.

                        Троечников – 232 чел.

  • во 2-х классах – 60 чел.
  • в 3-х классах – 78чел.
  • в 4-х классах – 94 чел.

Рейтинг по классам
(высокие показатели):

(низкие показатели):

Внутришкольный контроль

Внутришкольный контроль проводился в 2021-2022 учебном году с целью:

— оказания методической помощи, совершенствования и развития профессионального мастерства;
— взаимодействия администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса.

Методы, которые были использованы в процессе контроля:

  • наблюдения;
  • проверки;
  • собеседования, индивидуальные беседы, посещение уроков, внеклассных мероприятий;

  Основными элементами контроля явились:

  • состояние преподавания учебных предметов;
  • качество ЗУН учащихся;
  • ведение школьной документации;
  • выполнение учебных программ;
  • выполнение решений педагогических советов и совещаний.

Итоги внутришкольного контроля говорят о стабильной, содержательной и довольно продуктивной работе начальной школы.

  1. Календарно-тематические планы соответствовали требованиям и сдавались в срок всеми педагогами. Замечания, в основном, касались планирования текущих проверочных работ, прохождения практической части программы. Все замечания устраняли в срок.
  2. В течение года проверялись классные журналы. При проверке классных журналов отслеживались:
  • Правильность, аккуратность, своевременность заполнения;
  • Своевременность прохождения программы;
  • Выполнение программы, практической её части;
  • Объективность оценивания учащихся.
  • Накопляемость оценок.

Практически всеми учителями классные журналы заполняются аккуратно и в соответствии с записями в календарно-тематических планированиях. Также хочется отметить своевременность выставления отметок учителями начальных классов за тематический учёт знаний – контрольные работы и диктанты, обучающие изложения и сочинения, практические работы.
Вместе с тем в ходе проверки были выявлены следующие недочеты и нарушения инструкции по ведению классных журналов:

— допущены исправления в классных журналах, иногда недопустимые (заклейка, штрих-корректор);
— несвоевременно записывались темы проведенных уроков;
— даты уроков не соответствовали расписанию.

После сделанных замечаний все учителя старались исправить недочёты и учесть данные администрацией рекомендации.

  1. Проверка рабочих тетрадей показала, что все тетради 1-4 классов проверяются ежедневно. Учителя систематически работают над соблюдением единого орфографического режима, но не всегда дети его соблюдают, ошибки исправляются учителем, отмечаются на полях тетрадей соответствующими условными обозначениями, все оценки выставляются объективно, учитываются также индивидуальные особенности детей. Некоторыми детьми не освоены нормы каллиграфического письма.

Проверка контрольных тетрадей показала, что в 1-4-х классах контрольные работы выполняются согласно календарно-тематическому планированию. Все допущенные ошибки исправляются, их количество в соответствии с условными обозначениями вынесены на поля. Для диктантов использованы связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся начальных классов. Количество слов диктантов соответствует требованиям к тексту контрольных диктантов в начальных классах. После диктантов и контрольных работ выполняется работа над ошибками, которая проверяется учителями. Большинство тетрадей находятся в удовлетворительном состоянии. Количество диктантов, контрольных работ соответствует календарно-тематическому планированию.

  1. Проверка дневников учащихся 1-4 классов показала, что основная часть классных руководителей относится к выполнению своих должностных обязанностей в части контроля за соблюдением единых требований к оформлению и ведению дневников добросовестно. Все основные разделы контроля по проверке дневников обучающихся выполняются. Большинство учащихся заполняют дневники аккуратно и регулярно, ошибки, допущенные при заполнении дневников, учителями исправляются.

Однако по итогам проверки выявлены следующие недостатки по оформлению и ведению дневников:

— неряшливый внешний вид дневников (без обложек, дневник вырван из переплёта, потёрты края дневника и др.);
— нерегулярное заполнение расписания по дням недели;
— нерегулярные записи домашних заданий;
— нерегулярное выставление текущих оценок;
— отсутствие подписей родителей;
— небрежное заполнение дневников.

  1. В результате проверки личных дел учащихся установлено, что на каждого учащегося заведено личное дело, личные дела ведутся аккуратно, имеется вся необходимая документация (заявление, копия свидетельства о рождении, справки с места жительства). Классные руководители своевременно вносят в личные дела итоговые оценки, сведения о пропусках уроков учащимися. Были даны рекомендации внимательно заполнять личные дела учащихся, не допускать исправлений.

Методическая работа

Анализируя работу ШМО начальных классов, можно сделать вывод: основные задачи, поставленные на начало учебного года, выполнены.

Тематика заседаний методического объединения отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед педагогическим коллективом начальной школы. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. За год проведено 5 заседаний методического объединения учителей начальной школы. За последние годы наблюдается значительный рост профессионального уровня педагогов. В начальной школе работает 14 учителей, из них 1  Отличника Образования КР, 12 с высшим образованием.   Учителя регулярно посещают обучающие семинары Управления Образования, “Школу молодого учителя”, проект ЮСАИД «Окуу керемет».
Особое внимание на заседаниях методических объединений уделялось изучению нормативных документов, обмену опытом по составлению календарно – тематического планирования,  анализу и мониторингу ЗУН учащихся по предметам, выявлению пробелов в знаниях, обсуждению мер,  направленных на их ликвидацию;  повышению познавательной активности и  качества знаний,  организации работы со слабыми учащимися,  необходимости использования  в образовательном процессе  современных информационно – коммуникативных и педагогических технологий.
Так же на заседаниях МО обсуждались вопросы и проводились консультации по работе с документацией (заполнение классных журналов, журналов кружковой работы, личных дел обучающихся), обсуждались результаты проверок школьной документации, зачитывались справки, принимались меры по устранению недостатков.
Вместе с тем необходимо отметить следующие  недостатки методической работы школы:

  • плохо ведется работа по обобщению передового опыта;
  • недостаточный уровень самоанализа у некоторых учителей и самоконтроля у учащихся;
  • слабо организовано взаимопосещение уроков педагогами.
  • недостаточное внимание на заседаниях МО уделяли вопросам эффективного использования современных  педагогических технологий, позволяющим организовать дифференцированный подход в обучении, повысить познавательную активность учащихся.
  • не проводился систематический глубокий мониторинг знаний по предметам;
  • недостаточно активно велась работа по распространению педагогического опыта, однообразное представление только в рамках МО;

Поэтому в следующем учебном году следует больше внимания уделить данным направлениям.
Мастерство педагогов и классных руководителей, влияющее на уровень и качество учебной деятельности учащихся, обеспечивается повышением профессиональной компетентности. В современных условиях это возможно путем освоения новых педагогических технологий обучения и развития младших школьников, в том числе информационно-компьютерных. Данные направления повышения мастерства педагогов осуществляются в рамках предметных декад.

Развитие материально-технической  базы:

            В школе созданы необходимая материальная база и хорошие условия для учебно-воспитательной работы. 13 учебных кабинетов оборудованы соответственно возрасту детей, оснащены техническими средствами обучения, дидактическим материалом. В этом учебном году большое внимание уделялось развитию кабинетов и пополнению раздаточного, наглядного, счетного, ТСО  и дидактического материала.
Учебный план разработан с учётом требований образовательного стандарта. Базисный компонент включает учебные предметы позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту. Недельная нагрузка соответствует базисному  плану. Учебно-воспитательный процесс строится, в основном, по традиционной, классно-урочной системе с применением технологий развивающего и опережающего обучения.

Кадровое обеспечение:

             Мансурова Гузаль Акрамжановна  заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе. Педагогический стаж – 11 лет. Мансурова Г.А. организует   учебно-воспитательный процесс в начальной школе, осуществляет контроль за качеством образовательного процесса в начальной школе и выполнение учебных и общеразвивающих программ, организует изучение, распространение и обобщение передового педагогического опыта, осуществляет непрерывность образовательного процесса в школе, оптимально решая вопрос преемственных связей между детским садом, начальной школой и средним звеном.  . Награждена грамотами ЦООР, УО мээрии г.Бишкек, Грамотой Октябрьской Администрации. Является классным руководителем ЗД класса.
             Ковзалова Ирина Владимировна — учитель работает по технологии дифференцированного обучения, учитывая разные стили обучения, что дает детям с разными возможностями максимально усваивать учебный материал. Молодой специалист, дающий большие надежды на творческое и профессиональное развитие, награждена грамотой школы в этом учебном году за занятое 3 место в городском конкурсе исследовательских проектов
             Цыкина Людмила Петровна –  отличник Народного образования Кыргызской Республики, педагогический стаж 45 год, Отличник Образования Кыргызской Республики, награждена грамотами РЦО, УО мэрии г. Бишкек. Людмила Петровна работает по технологии опережающего обучения. Организует презентации новых методик обучения, заседания «Круглых столов» по обмену педагогическим опытом.  Главное направление в работе учителя – общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников, как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков. Людмила Петровна является классным руководителем в 3В классах.
             Карабаева Назимкан Дардаковна – отличник народного образования КР, педагогический стаж 44 год, награждена грамотами РЦО, УО мэрии г. Бишкек. Направлением методической работы избрала личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход к учащимся. В практике работы широко опирается на опыт работы педагогов-классиков и современных новаторов, предлагающих конкретные, личностно-ориентированные методики и программы воспитания школьников.  Учитель является классным руководителем в 1Б, 4Е классах.
             Маховская Вероника Анатольевна  – педагогический стаж 28 лет,  награждена грамотами РЦО, УО.  Маховская В.А. работает по технологии личностно-ориентированного обучения.  В совершенстве владеет теоретическими и практическими знаниями в области инновационных педагогических технологий. Принимает активное участие в проведении теоретических семинаров, открытых уроков для учителей. Осуществляет целостный подход в формировании и развитии личностных качеств младшего школьника. Так же принимала активное участие в проекте «Окуу керемет». Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках. В 2021-2022 году обучала детей  4Б и  3Б классов.
             Смирнова Анна Александровна — педагогический стаж 2 год. Работает по методике развивающего обучения. Рассматривает ученика как растущего человека, который в процессе обучения должен получить целостное всестороннее развитие. Анна Александровна  уделяет большое внимание использованию ИКТ на своих уроках, что дает возможность детям воспринимать информацию визуально, через прослушивание материала. Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках. Была классным руководителем 3А, 2Б класса.
             Смирнова Марина Сергеевна  – педагогический стаж 23 год, награждена грамотами РЦО, УО. Работает по технологии личностно-ориентированного обучения, что позволяет достигать высоких результатов при административном контроле.  На своих уроках Марина Сергеевна создает условия для успешного обучения детей с разными возможностями, применяя разноуровневые задания, разнообразные упражнения. Так же принимала активное участие в проекте «Окуу керемен». Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках.  Была классным руководителем  2А и 4А  классов.
             Вислевская Наталья Вячеславовна – педагогический стаж 29 лет, награждена грамотой РЦО, УО. Работает по технологии  личностно-ориентированного обучения. Индивидуальная работа в группах и парах. В своей работе использует интегрированные методы обучения.
             Неоднократно проводила открытые уроки по обмену опытом среди учителей,  все это позволяет ей пользоваться уважением коллег, учащихся и родителей. В 2021-2022 учебном году принимала активное участие по реализации проекта «Окуу керемет».  Обучала детей  2В, 4В классов.
             Садыкова Сажида Эргешевна педагогический стаж 35 года,  награждена грамотами РЦО, УО мэрии г. Бишкек. Направлением методической работы избрала личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход к учащимся. В практике работы  Садыкова С.Э. широко опирается на опыт работы педагогов-классиков, предлагающих конкретные, личностно-ориентированные методики и программы воспитания школьников.   Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках.  Сажида Эргешевна обучала детей  1В,4Г класса.
             Кононенко Ирина Сергеевна  – педагогический стаж 23 год, , награждена грамотами РЦО, УО. Работает по технологии развивающего обучения, владеет широким спектром методов и приемов организации и управления учебно-воспитательным процессом в начальной школе. Учитель, не останавливаясь на достигнутом, отправила свой проект на международный конкурс исследовательских проектов.  Где были награждены ученики и руководители проекта почетными грамотами. Принимала активное участие в проекте «Окуу керемет». Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках.  Обучала детей и была классным руководителем 3Е и  3Г классов.
             Купуева Айгерим Мирбековна — педагогический стаж 2 года,  награждена грамотой школы в этом учебном году за занятое 3 место в городском конкурсе исследовательских проектов.. Особое внимание уделяет развитию внимания на уроках учащихся начальной школы. В своей работе использует разнообразные формы и методы обучения. К проведению урока относится очень добросовестно, тщательно продумывая каждый этап.  Принимала активное участие в проекте «Окуу керемет». Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках.  Была классным руководителем 2Г,1 Г класса.
             Салыкова Айгуль Сокеновна — педагогический стаж 21 лет, является учителем пилотного класса по программе Многоязычного образования. Айгуль Сокеновна применяет активные методы обучения, личностно-ориентированный подход, с учетом стилей обучения. На своих уроках Айгуль Сокеновна уделяет большое внимание формативному оцениванию, подготовке визуальных материалов, разнообразных заданий. Принимала активное участие в проекте «Окуу керемет». Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках.  Была классным руководителем 1Д и 2Е класса.
             Абдраева Адиля Долосбековна педагогический стаж 4 года, является молодым специалистом. Наставником у Адили Долосбековны учитель с большим педагогическим опытом Салыкова А.С. На уроках активно использует ИКТ, разрабатывает разнообразные задания, раздаточный материал, на открытых уроках Адиля Долосбековна демонстрирует новые подходы работы с текстом, т.е. использование графических организаторов для усвоения информации. Адиля Долосбековна принимала активное участие в проекте «Окуу керемет». Обучившись новым методикам, неоднократно применяет их на уроках. Была классным руководителем 2Д и 4Д классов.
             Жумалиева Наргиза Акрамжановна —  За время работы  Наргиза Акрамжановна    показала себя  грамотным педагогом,  владеющим методикой преподавания, знающим сущность многих педагогических технологий. В своей работе она применяет  инновационные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, проектную деятельность,  проблемное обучение. Личностно-ориентированный подход в обучении,  системность, последовательность, простота и доступность объяснения нового материала, умение настроить ребят на активную мыслительную деятельность обеспечивают  создание на уроках условия, при которых каждый ученик получает возможность развивать умение учиться, устанавливает диалоговые отношения между учениками. Педагог умело ведёт работу по развитию у обучающихся навыков  исследовательской деятельности. Является классным руководителем 1Е класса.

Работа со слабоуспевающими учащимися.

         В течение года учителями начально школы велась работа со слабоуспевающими детьми, которая заключалась в дополнительных занятиях по основным предметам- математика, русский язык, чтение. Каждый учитель составил план работы, где были включены темы по русскому языку и математике, которые необходимо отработать дополнительно. Также, по результатам контрольных работ  вносились коррективы в план работы. Основные темы по математике, которые вызывали затруднения во 2 классах- табличное умножение, решение примеров на вычитание, порядок действий. В 3-х классах учителя работали над вне-табличным умножением и делением, решением задач, порядком действий в примерах, преобразованием единиц времени, а также решением уравнений. В 4-х классах учителя отрабатывали недопустимость вычислительных ошибок при решении задач, умножение и деление при решении примеров, решение геометрических задач, сравнение единиц площади.
         По русскому языку во 2-х классах трудности возникают со словарными словами, безударными гласными, разбором предложения. В 3-х классах учителя работали над непроверяемыми гласными, фонетическим разбором, непроизносимыми согласными, а также частями речи. В 4-х классах работа велась над безударными гласными, безударными окончаниями существительных, прилагательных, безударными непроверяемыми гласными. В течении года большое внимание уделялось соблюдению единого орфографического режима, где наибольшие трудности возникают у детей 2Д, 3В классов. Кроме внеклассного чтения учителя проводили дополнительные уроки по чтению, где использовалась не только хрестоматия по чтению, книги, рекомендованные для дополнительного чтения, а также периодическая литература- газета Ай-Данек.
         В этом учебном году продолжаем проведение предметной декады в начальной школе. Так, в течение всего учебного года учителя давали открытые уроки и мероприятия.
          С 11.05.2020г по 24.05.2021г была проведена тематическая декада   учителей начальной школы. На заседании школьного методического объединения начальных классов были составлены планы и  программа декады начальной школы.

ПЛАН
проведения декады начальной школы

         Принцип проведения декады — каждый ребенок является активным участником всех событий декады. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, петь, декламировать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывая их, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
         Согласно составленному плану, в первый день 18 октября была проведена открытие декады, на которой все участники были познакомлены с планом работы.
         В день открытия декады было проведено мероприятие «Кухни мира» которую организовали учителя четвертых классов. В мероприятии принимали участие 6 команд, которые представили лучшие рецепты русской, азербайджанской, корейской, турецкой, и узбекской кухонь. Дети рассказывали о стране, традициях, культуре, кухни в частности приготовлении самых вкусных и изысканных блюд, а также постарались погрузить гостей в атмосферу и культуру данного государства.

 

 

 

         21 октября прошла выставка поделок из природного материала на тему «Осень в нашем краю», в которой приняли участие дети и родители.
         Целью выставки стало вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, развитие художественно-эстетического восприятия, а также приобщение детей к природе, накопление знаний об окружающем мире, развитие их творческих способностей.
         В своих работах участники использовали разные природные материалы – шишки, желуди, листья, сухоцветы, веточки, овощи, фрукты, ягоды. На выставке были представлены лесные композиции, осенние сказки, игровые ситуации, игрушки. В каждой работе прослеживалась творческая индивидуальность и фантазия каждого ребенка. Все работы оригинальны, неповторимы и интересны.
         Участие семей в конкурсах поделок из природного материала обогащает семейный досуг, и объединяет детей и взрослых в общих делах. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любви к родному краю, окружающей нас природе. Занимаясь с ребёнком изготовлением поделок, взрослый оказывает огромное влияние на гармоничное развитие его личности, к тому же время, проведенное вместе с родителями, бесценно!

 

 

          22 октября Абдраева А. Д. провела классный час во 2 Д классе на тему: «Моя малая Родина» (по воспоминаниям Ч. Айтматова о жизни в аиле Шекер).
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении всего внеклассного занятия.

 

Адиля Долосбековна использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», дети рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины по воспоминаниям великого писателя Чингиза Айтматова.

          26 октября Смирнова М. С. и Кононенко И. С. провели интегрированный урок чтения на тему: «Нравственное и духовное воспитание учеников начальной школы на афоризмах Ч. Айтматова» между 3 Е и 4 А классами.
В начале урока для решения познавательных и регулятивных задач, поставленных на урок учителя задавали вопросы по обобщению и систематизации имеющейся у ребят информации о прочитанных афоризмах с цитированием наиболее ярких афоризмах. Данный вид работы позволил ребятам включиться в урок наиболее полно осознать тему урока. На данном этапе большая часть детей стремилась ответить, вступить в диалог, продемонстрировать свои знания, поделиться впечатлением о прочитанном.
На стадии групповой работы и работы в парах использовалась технология сотрудничества, проблемная технология, технология развития творческого мышления. Дети распределяли задания, учились договариваться, уступать друг другу, слушать друг друга, приходить к общему решению, а также учились оценивать и анализировать свою работу и работу одноклассников. При этом поддерживался командный дух наблюдалось стремление детей как можно лучше выполнить работу. На заключительном этапе урока дети представляли результат своей творческой работы, что являлось краткосрочным мини –проектом.

 

 
 

          28 октября Цыкина Л. П. провела открытый урок в 3 В классе по предмету родиноведение на тему «Берегите воду!». Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения нового материала. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке Людмила Петровна использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы. На уроке использовались различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.
          Были актуализированы знания учащихся, с целью восстановить знания, а также наладить контакт с детьми. В начале урока была создана проблемная ситуация с детьми, способствующая определению темы урока и цели урока. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована мультимедийная презентация, как средство наглядности.
          На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

 

          Также 28 октября одна из молодых специалистов Смирнова А. А. провела открытый урок на тему «Сюжетные линии в произведениях Ч. Т. Айтматова». Урок проходил в форме командной игры, где ребята показали великолепные знания в области литературы. Один вид задания сменялся другим, что позволило сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Хочется отметить, что несмотря на небольшой опыт работы Анна Александровна  на протяжении всего урока смогла показать высокий уровень активности обучающихся, дети показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя.
          Декада завершилось 29 октября внеклассным мероприятием «Посвящение в гимназисты», которую подготовили классные руководители первых классов. На мероприятии можно было убедиться, что за  месяц обучения ребят в начальной школе они многому научились, многое узнали. Ведь ГИМНАЗИСТ – это гордое звание, которое могут носить только воспитанные, умные, внимательные ученики.
          Ученики в игровой форме рассказывали о первых традициях Гимназии, предложили пройти несложные испытания и в самом конце после Клятвы Гимназиста – вручили удостоверения (сертификаты) с эмблемой и символикой Гимназии, а также подарки. Первое значимое мероприятие в жизни первоклассников прошло успешно. Теперь они не просто школьниками, а настоящие гимназисты!

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          29 октября  были подведены итоги и отмечены победители и активные участники мероприятий.   Они были отмечены грамотами.
          Методическая декада позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.  Учителя  в ходе декады  проявили свои организаторские способности, постарались создать праздничную творческую атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания  по предметам, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов. Можно  сказать, что декада прошла  в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов.
          Такая работа даёт большой эмоциональный заряд, надолго запоминается детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.
          Декада дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности. Как форма деятельности они развивают личность учащихся, формируют креативные коммуникативные умения и развивают интеллектуальные способности. А также способствуют росту профессиональных умений учителей, давая возможность проявить себя организатором мероприятия или разработчиком заданий.
          Тематическая декада открытых уроков в начальной школе прошла на высоком профессиональном уровне, ученикам очень понравились открытые внеклассные уроки, где были использованные современные технологии, ТСО. На уроках присутствовали учителя старшей школы и администрация. Учителя начальной школы достигли поставленных целей на тематической декаде.
          Всем остальным учителям были даны рекомендации, оказана методическая помощь для повышения уровня проведения открытых уроков.
          Важное место в развитии детей занимает олимпиада. Она помогает учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность. В олимпиадные тесты были включены задания повышенной сложности на логическое мышление, знание программного и занимательного материала, а также, учитывая олимпиадные задания в старших классах, введены вопросы на знание литературных терминов и понятий.
          Традиционной является школьная олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок», и по математике «Кенгуру», которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В этом учебном году продолжили работу школы олимпийского резерва для одаренных детей. К группе одаренных мы относим детей, которые имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявления по русскому языку и математике, родиноведению, кыргызскому языку и литературному чтению.
          Анализ участия в олимпиадах учащихся нашей школы показывает, что на высоком методическом уровне проводились занятия  по русскому языку и математике. Качественная работа преподавателей подтверждается призовыми местами учащихся на олимпиаде.

По результатам проведения Декады начальной школы можно сделать следующие выводы:

1.Учителя применяли на уроках и мероприятиях элементы современных педагогических технологий и методик преподавания.
2.Все преподаватели в своей работе используют современные технические средства.
3.Учащиеся показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями.

          Можно с уверенностью сказать, что методическая декада прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учителей начальных классов школы.

 

 Анализ  воспитательной работы за 2021- 2022 учебный  год

          Начальная школа – важная ступень непрерывного образования, имеющая самостоятельные задачи, содержание и методы организации учебно-  воспитательной работы, она призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить целостное развитие его способностей. Особое значение имеет установление добрых, доверительных взаимоотношений между учителями и детьми. Каждый из нас знает, что в первый раз дети, как правило, идут в школу с удовольствием, но в дальнейшем поддерживать у них положительное отношение к школе очень непросто. Непреодолимыми  препятствиями для ребенка могут стать чрезмерно интенсивная учебная нагрузка, жесткие требования учителей и родителей, утомление. Чтобы предупредить возможные негативные ситуации, учителя начальной школы держат в поле зрения каждого ребёнка, своевременно отмечают все изменения в его настроении, активно работают с семьями учащихся.
          В школе созданы необходимая материальная база и отличное условия для учебно —  воспитательной работы. 13 кабинетов оборудованы соответственно возрасту детей, оснащены техническими средствами обучения, богатым дидактическим материалом. Внеклассная работа охватывала проведение внеклассных мероприятий, утренников.
          29 октября  было проведено ежегодное мероприятие “Посвящение в гимназисты”, где учителя нетрадиционно подошли к организации заданий для первоклашек, Было организовано 7 станций, где каждая означала школьный предмет и детям были предложены задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
          19 апреля 2022 года начальная школы приняла участие в исследовательских проектах организованных проектом USAID со вместо с УО мэрии г.Бишкек. От нашей школы был отправлен 1 проект под названием «Вторая жизнь упаковки». Руководители проекта Купуева А.М., Ковзалова И.В. участники 1А класса и 1Г класса. Проект занят 2 место на районном конкурсе и 3 место на городском конкурсе. Руководителей проекта и участников наградили грамотами и ценными призами.

 

 
          В рамках развития дружеских отношений между детьми и ко Дня Защиты детей, 1 июня в школе провели торжественные классные часы с приятными призами для детей. Сладкие подарочки были организованны учителями и администрацией школы. Каждому ребенку было уделено отдельное внимание. Дети были очень довольны и радостны.
 

 


 

 

 
          В конце года традиционно был организован прощание с букварем в 1 классах. Каждый учитель 1 классов провел праздничный классный час ,на котором были вручены дипломы об окончании 1 класса.

 

 

          7 июня прошла торжественная линейка, посвящённая 4 классам. Праздник начался с торжественной музыки, поздравлений ребят-ведущих, директора школы с началом каникул. На линейке состоялось награждение учащихся грамотами. Особое внимание было уделено четвероклассникам, которые радушно были приняты в среднюю школу. Поддержать младших товарищей пришли десятиклассники, которым осталось учиться последний год. Учащиеся 4 класса  совершили круг почёта и выступили с благодарственными словами в адрес школы и своей учительницы. Кроме этого, в мероприятие были включены выступления 3 класса, звучали песни в исполнении 2 класса.  Право дать последний звонок было предоставлено ученику 4В класса –  призеру районной олимпиады по математике Алымбеков Марсель .
          Традиционный «колокольчик» возвестил об окончании учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

  

          Так же было проведено много внеклассных мероприятий: 

15.09- урок мира “Кыргызстан- наш общий дом!”
5.10- Берегите братьев меньших- выставка домашних питомцев
20.10- Дары осени- конкурс рисунков и поделок, театрализованное представление
25.11- Посвящение в гимназисты
20.12- Конкурс чтецов “Зимушка-зима!”
23.12- Конкурс елочных поделок, рисунков. Новогодние утренники
20.01- Внутришкольная Олимпиада по математике
15.02- Конкурс чтецов, посвященный Дню мужества
20.02- Конкурс рисунков “Давайте жить дружно!”
05.03- Внутришколная олимпиада по русскому языку.
18.03- Конкурс национальных поделок
17.04- Конкурс рисунков “Я люблю свой город!”
20.04- Акция “Мы за чистый город!”
4.05- Конкурс плакатов “Мир вышему дому!”
23.05- “Выпускной праздник для 4-х классов” 

          В этом учебном году большое внимание уделялось проведению классных часов, работе с детьми с высокой мотивацией. В 2021-2022 учебном году тематика классных часов затрагивала такие темы, как Наша страна,  Учимся общаться с людьми, Развиваем индивидуальные способности, Моя семья, Что такое хорошо и что такое плохо, Люби и охраняй наш общий дом- планету Земля, Спорт и личная гигиена. Учителя сами подбирали материал к классным часам, была задействована психологическая служба школы, что дало возможность проводить классные часы в виде нетрадиционных уроков, а в виде тренингов, с применением разминок, ролевых игр, изготовлением рисунков, плакатов. На таких уроках дети разработали себе режим дня, правила поведения в школе, классе, сделали поделки, аппликации рассказы о редких животных и птицах Кыргызстана.

Анализ работы с родителями.

          Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса оказывают родители учащихся.
          Основными формами работы с родителями в школе являются:
— родительские собрания (как классные, так и общешкольные);
— родительский комитет;
— индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и администрации школы.
          Родительские собрания показали хорошую работу классных руководителей с родителями учащихся. Во всех начальных классах на собраниях высокая посещаемость родителей (от 80 до100%).
          Также можно отнести к числу удачных форм работы с родителями индивидуальные беседы с классными руководителями и администрацией. Во время подобных бесед учителя и администрация имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей проблемы.
          В школе постоянно ведется работа с родителями слабых учеников и учащихся, не справляющихся с программой. Эта работа также проводится в форме бесед с классными руководителями, администрацией и родителями учеников.

 

Общие выводы

  • Работу учителей начальных классов за 2021-2022 учебный год можно считать удовлетворительной. Учебные программы по всем предметам пройдены.
  • Поставленные задачи в основном выполнены. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь.
  • Учителя начальных классов продолжали работу над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания, продолжают работать по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе;
  • Учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных и контрольных работ.
  • Учащиеся начальных классов были постоянными участниками школьных конкурсов и концертов, посвященных различным праздничным датам, внеклассных мероприятий творческого и спортивного характера.
  • Методическим объединением и заместителем директора по УВР Мансуровой Г.А.  постоянно осуществлялся контроль ведения школьной документации, составлялись контрольные работы, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе начальной школы имеются недостатки:

  • все еще недостаточно эффективна работа с одарёнными и низкомотивированными учащимися;
  • при работе с документацией – много замечаний и недочётов;
  • некоторые учителя не проявляют заинтересованности новыми информационными технологиями, что негативно влияет и на творческий потенциал учителя, и на процесс обучения в целом.
  • Продолжить работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта творчески работающих учителей

Планы и перспективы развития на 2022-2023 учебный год:

  • Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий и систем образования
  • Направить работу на максимальное использование возможностей урока. Уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков
  • Усилить работу с мотивированными детьми;
  • Продолжить работу по предотвращению неуспешности учащихся
  • Максимально использовать возможность учебного кабинета;
  • Совершенствовать формы работы по преемственности дошкольное учреждение — начальная школа- средняя школа;
  • Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
  • Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;
  • Использовать воспитательные функции учебного процесса
  • Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
  • Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться.
  • Систематически осуществлять внутришкольный контроль.
  • Каждому учителю серьёзно отнестись к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение уроков коллег, работать над индивидуальной темой по самообразованию

 

 

 

и.о. директора ШГ№63 им. Ч.Т. Айтматова                                  Тилекеева В.Ж.

Зам. директора по УВР в НШ                                                                Мансурова Г.А.