Духовно-нравственное воспитание в ШГ № 63 имени Ч.Т. Айтматова

2017 год по Указу президента Кыргызской Республики  Атамбаева А.Ш. назван годом нравственности, воспитания и культуры. Наша школа с 2013 года носит имя Чынгыза Торокуловича Айтматова, чья личность, жизнь и творчество является примером высокой духовности и нравственности.

В настоящее время школа сталкивается с рядом проблем духовно-нравственного плана. В первую очередь – это вопрос воспитания, которое затруднено в настоящее время определёнными факторами. Сегодня сознание подрастающего ребёнка окутано информационной паутиной. Плохо это или хорошо? Хорошо, скажем мы, т.к. уровень информированности ребёнка сегодня достаточно высокий. Плохо, скажем мы, т.к. компьютерные игры, игры в сотовых телефонах и Интернет «забивают» вредной информацией незамутнённые от природы, чистые  каналы восприятия Ребёнка. Занятость родителей, большая нагрузка учителей, окружающая среда, забвение прекрасных мудрых народных истин и отход от высокого искусства: литературы, живописи и музыки – всё это ведёт к воспитанию человека бездуховного, сверхрационального, холодного и алчного.

От школы зависит 50% успеха. И эти возможности школы в духовно-нравственном воспитании детей наш долг использовать сполна. Что может нести в самой большой степени духовно-нравственное  воспитание человека? Конечно, личность, жизнь и  творчество  народного писателя Кыргызстана Чынгыза Торокуловича Айтматова.  

По каким же направлениям продвижения идей нравственности, воспитания и культуры  работает наша школа?

1-е направление – создание и реализация всех пунктов ежегодной программы «Культурное наследие Ч. Айтматова в образовательном процессе ШГ № 63 им. Ч.Айтматова»

Так в 2016-2017 учебном году

 

2-е направление – Введение с 2013 года  в Учебный план гимназии авторского спецкурса «Айтматоведение»

Утверждённый Управлением Образования мэрии г. Бишкек Учебный план ШГ № 63 им. Ч.Айтматова. К спецкурсу разработана Учебная программа, где решается важнейшая проблема – воспитать в детях вкус к чтению, любовь к Книге. Главным методом обучения в спецкурсе является метод разных типов чтения: творческого, аналитического, критического, филологического и др.

Авторская Учебная программа «Айтматоведение» (6-11 класс)-

Также Учебный план гимназии предусматривает внеурочную работу (кружки). У школы есть возможность интегрировать разные учебные дисциплины. Так у нас работает кружок «Изучение трудностей кыргызского и русского языков на основе текстов из художественных произведений Ч. Айтматова». На слайде авторское пособие

Пособие «Изучение синтаксиса русского языка по произведениям Ч. Айтматова»(фрагменты)

Опираясь на  произведения Ч. Айтматова, которые пронизаны идеями духовности и морали, учитель наряду с учебными задачами решает на каждом занятии и задачи воспитания учеников.

Следующее направление работы школы по духовно-нравственному  воспитанию – изучение истоков жизни и творчества Ч.Айтматова. Где лучше проникаешь во внутреннюю сущность человека? Конечно, побывав на его малой родине. Так в 2012 году лучшие ученики с педагогами школы  посетили родное село Ч.Айтматова – с. Шекер. Незабываемые впечатления  были отражены в наше эссе – «Путешествие к истокам».

Поездка учеников ШГ № 63 им. Ч.Айтматова в с. Шекер

Посещение музея Ч. Айтматова

Ученики ШГ № 63 им.Ч.Айтматова на станции Маймак

 

Следуя принципам Ч. Айтматова – свято чтить историческую память предков, быть истинным патриотом своей Родины — мы ежегодно организовываем посещение детьми священного места: Ата-Бейит.

Посещение детьми ШГ № 63 им. Ч.АйтматоваАта-Бейита (5 фото)

Задача школы – выпустить из своих стен таких людей, которые (будучи при власти) никогда не допустят тех действий, которые убили миллионное количество людей по политическим соображениям. Волнующее мероприятие – митинг – реквием, посвящённый жертвам большого террора 1937-1938 годов — был проведён в школе 8 ноября 2014 года. Этот митинг – реквием, его эмоциональный накал, был навеян книгой Розы Торекуловны Айтматовой «Белые страницы истории». В конце митинга-реквиема 138 детских рук выпустили в небо 138 белых воздушных шаров, на которых были написаны фамилии и имена погибших. Шары, как бессмертные белые птицы, не отставая друг от друга,  стаей полетели в сторону Ата-Бейита. Потом старшеклассниками были написаны эссе. Они-то и показали, что сердце детей тронуто, что зерно патриотичности брошено в их душу. И это зерно, мы верим, взойдёт.

Митинг-реквием 8 ноября 2014 года

 

Источник, который питает талант, кроется в предках. И нами проводится большая работа по изучению родословного древа Ч. Айтматова, по изучению его прародителей и какой они внесли вклад в дело становления государственности Кыргызстана. К 110-й годовщине со дня рождения Нагимы Айтматовой (матери Ч. Айтматова) мы посвятили в декабре айтматовскую декаду, которую проводим ежегодно. Также опубликовали статью в 2-х частях о матери Ч. Айтматова Нагиме Айтматовой «Кладовая памяти»

Тема декады в ноябре-декабре этого учебного 2015 -2016 года: Жизнь Торокула Айтматова: триумф и трагедия.  На сегодняшний день прошли мероприятия: 28 ноября – посещение Ата-Бийит (Слайд 9) , 7 декабря — урок истории на тему «Массовые репрессии в СССР и Кыргызстане в 20-30 гг. Судьба Торекула Айтматова»                       (Слайд10), 10 ноября – городской семинар для завучей-организаторов школ города «Работа детской организации «ТРОЯ» по патриотическому воспитанию на примере жизни и  деятельности видного общественного деятеля Торекула Айтматова» (Слайд 11), 11 ноября – классный час – телеинтервью: «Взгляд на личность. Детство, отрочество, юность Торекула Айтматова. Начало пути».

Задачу воспитания молодёжи мы решаем через организацию работы по развитию любви школьников к Книге, к чтению. Так ежегодно у нас проводится масштабное мероприятие «Лучший знаток произведений Ч. Айтматова». Победители в нём награждаются достойными призами и подарками. Практически на все произведения Ч. Айтматова составлены вопросники, по которым оценивается знания учеников произведений Айтматова. Только просмотрев фильм, например, «Перевал» по повести «Тополёк мой в красной косынке» или «Я – Тянь-Шань», невозможно ответить на вопросы и получить 1, 2 или 3 место. Пример: (зачитываю вопросы конкурса)

Ребёнок не живёт в пустоте. Его окружают предметы, среда, которые должны нравственно его воспитывать. Так в нашей школе есть свой штандарт,свой Уставхоллы оформлены картинами из произведений Ч. Айтматова и его высказываниямиоткрыт кабинет Ч. Айтматова а также силами вдохновлённых нами родителей школы поставлен памятник Ч.Т. Айтматову. Уникальность этого памятника в том, что он украшен «детищем» писателя – его литературными героями. На гранитном постаменте барельефы из произведений Ч. Айтматова: «Белый пароход», «Первый учитель», «Джамиля» и «Прощай, Гульсары»!

Открытие памятника Ч. Айтматову в ШГ № 63 им. Ч.Айтматова

(5 фото)

Масштаб нашей работы по нравственному воспитанию молодёжи не ограничивается только нашей школой. Так я помогала и непосредственно участвовала в открытии центра «Духовное наследие Ч. Айтматова» в СШ с. Жангак Аксыйского района. Нашим важным конкурсом «Лучший знаток произведений Ч. Айтматова» охвачены воспитанники Национального военного лицея им. Героя Советского Союза Даира Асанова. Все призовые места среди учащихся 11-х классов в апреле 2015 года забрали именно юные кадеты.

Конкурс «Лучший знаток произведений Ч. Айтматова»(5 фото), 2015 год

Мы проводим эту работу от сердца, от души. Потому что любим свою профессию учителя, любим (читаем и перечитываем) творческое  Ч. Айтматова и на его идеях, мыслях, суждениях стараемся привить детям высокие нравственные идеалы.

Ежегодный конкурс на «Лучшего знатока произведений Ч.Айтматова» (2013-2017гг.)

В этом учебном году участвовали в конкурсе 3 школы: международная школа «Давха», КНВЛ им. Д.Асанова и ШГ № 63 им. Ч.Айтматова

 Наши дети проводят большую исследовательскую работу по творчеству Ч. Айтматова. И один из ученических проектов, написанный учеником 10 б класса Бабаназаровым Нур-Исламом, «Значение тюркоязычного мира в развитии духовного потенциала человечества в публицистике Ч. Айтматова» на турецком языке был презентован университету г.Герасун (Турция) на научно-практической конференции, в ходе которой наша школа приняла активное участие.

Таким образом, наша работа по духовно-нравственному воспитанию тесно связана с реализацией программы «Духовное наследие Ч.Айтматова в образовательном процессе ШГ № 63 им. Ч.Айтматова»

10.11.2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Комментарий будет опубликован только после проверки модератором сайта...