Магия Таланта

Бразильский писатель Пауло Коэльо в своей «Книге воина света» выразил глубокую мысль о том, что все мы находимся в едином дыхании со всей планетой, со всем человечеством. «Всё на свете взаимосвязано и едино, и потому любое деяние отдельного человека влияет на всех людей, сколько бы их не было на Земле».

Влияние духовных лидеров — титанов литературы, музыки, живописи, науки, политики и веры – измерить трудно.  Оно безгранично по времени и неисчерпаемо по глубине.  Магия их жизни, открытий и творчества оказывает первостепенное значение в продвижении человечества вперёд.
В нашей школе, ШГ№ 63 им. Ч.Т.Айтматова, все — и педагоги, и ученики, и родители – находятся под обаянием личности и творчества Чынгыза Айтматова. Магия творчества и таланта писателя сказывается на особой атмосфере школы. Всё школьное сообщество живёт с идеей – творить и вкладывать в своё дело сердце. Так родитель нашей школы, скульптор Бакачиев Марлен, подарил школе бюст Чынгыза Торокуловича, который в дальнейшем перерос в памятник на центральном дворике школы. На гранитном постаменте – круговой барельеф. На нём – сцены из любимых книг: «Прощание Танабая с Гульсары», «Данияр и Джамиля на току», «Дуйшен и дети» и «Дед Момун и Мальчик на  берегу Иссык-Куля».

В нашей школе Чынгыз Торокулович оказался среди своих…Ведь для талантливого человека очень важен круг тех, кто его понимает, ценит и любит. Кто может «заразиться» жаждой творчества, и начать сам творить. В этой статье мне хотелось бы рассказать об одной стороне способностей наших учеников и учителей. О литературных способностях. Наш выпускник Луковский Данил сейчас учится в Кыргызско-Российском Славянском университете, на психологическом факультете. Когда он учился в школе, ни один праздник не обходился без участия Данила. Он хорошо играет на гитаре. Я считаю, лучшей оценкой нашей работы по популяризации творчества Айтматова среди молодёжи является факт того, что, например, Данил, обычный современный юноша, вдохновляясь айтматовскими книгами, начал сочинять «белые» стихи о человеке, о смысле жизни. Послушаем голос и мысли современной думающей молодёжи. Речитатив-монолог под сопровождение гитары:

«О том, что главное» (авт. Луковский Данил, ученик 11 б  ШГ№ 63 им. Ч.Т.Айтматова)

Часто ли мы задумываемся о том, что же главное в жизни?
Ведь мы живём по накатанной, по привычке, «день за днём, день за днём».
Суета… Мы вечно куда-то спешим, торопимся, пытаемся чего-то добиться.

И у нас просто нет времени остановиться и подумать: «А правда, что Главное?»

Мне кажется, человек рождается для счастья, а если не так: всё! Тогда – ничего…
А счастье с чего начинается? Как бы банально это не звучало – с начала, с рождения,
С первого вздоха, с первого взгляда.

Малыш развивается, растёт, видит в первый раз это солнышко, дождик, великолепную лужу, эти брызги, которые летят во все стороны, этот белый пушистый снег,

Скрип под ногами и смех. Он рад! По-настоящему рад!

Тёплые руки мамы, надёжное плечо отца. Полное ощущение безопасности, радости и доверия. И первые чувства, что хорошо и что плохо…

Ведь «детская совесть в человеке, как зародыш в зерне. Без зародыша зерно не прорастает» (из повести «Белый пароход»)

Всё это и есть наше первое знакомство с Родиной, чувство к которой сопровождает нас всю жизнь…Где бы мы ни были, куда бы не уехали.

«Родину невозможно унести, можно унести только тоску. Если бы родину можно было бы перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош» (из романа «Плаха»).

Идёт время, малыш вырос, и уже не всё кажется таким радужным.
Появляются первые трудности, вторые трудности, третьи трудности.
Победы, поражения, снова победы…
И постоянный выбор: спасовать перед проблемой или преодолеть её…
И вот уже позавчерашний малыш, с замиранием сердца,
Одевает на руку своей возлюбленной обручальное кольцо, а вскоре
Уже и сам слышит от своего малыша первое – мама, папа.
И слёзы счастья, которые наворачиваются на глаза, их никогда не забыть…

«Прислушиваясь к высказываниям Абуталипа, Едигей приходил к выводу, что самое лучшее, что может сделать человек для других, так это воспитать в своей семье достойных детей. И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело себя, быть, насколько можно, вместе с детьми» (Из романа «И дольше века длится день»).

И вот прошли года. Большая часть жизни уже прожита. Дети выросли.
Время собирать плоды жизни. Нажил ли ты настоящих друзей?Заботятся ли о тебе твои дети? Качаешь ли ты на коленях своих внуков?Оставил ли ты какой-нибудь след после себя? Будут ли тебя помнить, когда уйдёшь?

«Человек не умирает до тех пор, пока живут люди, знавшие его» (Ч.Т.Айтматов)

То, что человек задумался о своём предназначении – это заслуга Чынгыза Айтматова. Задержавшись глазами и мыслью за понравившееся место в книге, он начинает дальше размышлять, раскручивать цепь своих мыслей. И приходит, как мы видим, к правильному выводу.

То, о чём пишет наш ученик — «Суета…Мы вечно спешим куда-то» — с точностью в 100 % относится к нам, учителям! Тетради, подготовка к урокам, отчёты, родители, дети…Иногда порой приходишь домой с совершенно пустым эмоционально- моральным «резервуаром» и нет сил…Но (не знаю как вам, дорогой читатель?) стоит взять в руки КНИГУ, окунуться в другой мир, карандашом нежно подчеркнуть понравившиеся мысли писателя – и, кажется опять ты жив, опять можешь работать, гореть, творить!

Именно такие мысли – в моём небольшом стихотворении «Что мне в книгах твоих? Чынгызу Айтматову». Интересна история создания этого стихотворения. Работал у нас в школе математик, хороший красивый человек Оскар Шамшиевич Чоробаев. Пришёл однажды утром в мой кабинет и говорит смущённо: «Вот что-то вчера нашло на меня: захотелось написать стихотворение. Посмотрите…». Стихи были – свободный полёт! Но находка — этот замечательный рефрен: Что мне в книгах твоих?  Как начала читать эту повторяющуюся строчку – так образы из Айтматова сами собой полились…Можно было бы ещё бесконечно продолжать «Что мне в книгах твоих?» и перечислять, и перечислять…Но – medea aurea («золотая середина») — главный закон во всём. Так и появилось это стихотворение, а наши ученики уже проиллюстрировали каждую строфу:

Что мне в книгах твоих? Чынгызу Айтматову (авт. Давлетова Аида, идея Чоробаева О.Ш.)

Что мне в книгах твоих?
Бесконечность…
Что мне в книгах твоих?
Мечта…
Это я ухожу с Данияром,
Через годы любовь пронося.

Это мать моя, горько рыдая,
Рельсы  мёрзлые скорбно обняв,
Стонет, сына на смерть провожая,
Проклиная войну в сотый раз.

Что мне в книгах твоих?
Печали…
Той волчицы, что плачет в ночи,
Посмотрите, ведь это мы с вами
Истребляем сайгаков в степи!

Что мне в книгах твоих?
Надежда…
Вера Мальчика в доброту,
И слова одинокого детства:
«Дайте мне, сироте, теплоту!»

Что мне в книгах твоих?
Верность…  Что сияет в глазах Гульсары!
Что ведёт под уздцы Каранара
В той бескрайней и вечной степи!

Что мне в книгах твоих?
Родина…
Тихий шёпот её тополей,
Пики гор и горячее озеро,
И волшебная поступь коней!

Что мне в книгах твоих?
Совесть…
Что распята на страшном кресте
За злодейства твои, человечество,
В искупленье с любовью к тебе!

Что мне в Духе твоём?
Бесконечность…
Вновь и вновь как молитву твержу
Твою заповедь: «Будь человеком!»,
И живу, и горю, и творю!

Вот и мы, как Дуйшен, чтобы сохранить зёрна прекрасной советской школы, дающей одни из самых высоких образовательных показателей в мире, проходим через «огонь, воду и медные трубы»! Такую профессию выбрали…

 Иллюстрации выполнили юные художники — ученики ШГ№ 63 им. Ч.Айтматова —  Ганжа Лада, 8г, Кальенжуоглы Элиф, 7а, Сагынбаева Мээрим, 7г, Мадашева Зарина, 5в, Акжолов Темирлан, 6а, Пархоменко Юлия, 6б, Замир у.Султан,6г, Алканов Эльдар, 6г.
(все иллюстрации можно увидеть в разделе галереи)

 Таким образом, магия таланта Чынгыза Айтматова светом немеркнущей звезды озаряет и раскрывает наши таланты!!

03.05.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Комментарий будет опубликован только после проверки модератором сайта...